Пресса об Андрее Некрасове и его Арт-Проекте "Гейзеры Подсознания" 

Журнал "MOSCOW today & tomorrow" ("МОСКВА сегодня и завтра") 10. 2009.

Журнал "MOSCOW today & tomorrow" ("МОСКВА сегодня и завтра") 10. 2009. Автор статьи корриспондент Журнала Ольга Камкина.

Е.С.ЛАЗАРЕВ (глав. корреспондент журнала "Наука и Религия") "В ПРОСТРАНСТВАХ НАДМИРНЫХ МИРОВ"

"Андрея Некрасова ещё в раннеперестроечные годы справедливо назвали "первым художником Арбата". Он стал родоначальником эзотерического символизма - нового направления в сюрреалистической живописи. С 1988 года Андрей Некрасов - член знаменитого Горкома художников-графиков на Малой Грузинской, легендарной цитадели свободного искусства в России эпохи "застоя". В 1990 году стал членом Творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников ЮНЕСКО. В конце 1990-х неожиданно для многих Андрей Некрасов переехал на Запад. Продолжал писать картины, но прежде всего углублённо изучал древние эзотерические Учения, которые раньше служили скрытым побудительным мотивом при создании многих его работ. Так что выражение "эзотерический символизм" для Андрея Некрасова - не просто фигура речи. Работы художника отличает некое особое, удивительное, почти мистическое качество. С учётом осознанной эзотеричности многих картин, можно, наверное, определить это качество как арканность. Не в упрощённо-гадательном смысле, который сейчас обычно имеют в виду, говоря об Арканах Таро, а в смысле изначальном и самом серьёзном. Как это понимать? Наверное, можно ответить так. Многие работы Андрея Некрасова, ещё в начале 1990-х годов, формально не изображая "канонические" сюжеты Таро, воплощали в себе, при всей своей многогранной вариативности, некие универсальные символические константы - инвариантные матрицы смысла и отточенной художественной формы. Эти матрицы, интуитивно провиденные художником, не случайны и не фантазийны; они описывают вполне определённые структурные элементы многомерной и надмирной духовной реальности - своеобразные "кирпичики" в великом храме бытия. А это и есть Арканы - "Таинства" в буквальном латинском переводе. Этим качеством арканности, безусловно, обладает картина Андрея Некрасова "Власть Сатурна", которая экспонировалась в арт-центре Винзавод. Загадочный священный зверь стоит над бездной, над сюрреалистическим морем в лучах невечерней зари; вознесённый к небу на скале, подобной алтарю, он причастен Вечности,- её печатью воспринимается возложенный на скалу посох, увенчанный египетским Анхом, знаком вечной жизни. Зверь этот и не стоит даже, а предстоит Свету, источник которого незрим. Зверь и сам неразгаданно символичен; бесполезно искать его значение в бездушных, объективистских современных словарях эзотерики — общедоступной и рентабельной. Перед «Властью Сатурна» начинаешь понимать: анималистический сюрреализм, родоначальником которого также является Андрей Некрасов, — это вовсе не терминологическая эквилибристика искусствоведов, а действительно точное определение. Особого разговора заслуживает «Пилигрим-1995». Это вторая картина художника на тот же сюжет (первая называлась просто «Пилигрим»). Число, появившееся в ее названии, — не дата создания работы, а обозначение одной из вех внутреннего Пути. Решив в 2001 году заново написать «Пилигрима», Андрей Некрасов, по его словам, внес в картину кое-что из своих наработок в области научных исследований эзотерической математики, которой он всерьез занялся с 1994 года. А истинное осознание Пути, на который он ступил, пришло в 1995 году. …Уходящая к горизонту пустыня ирреально, сюрреалистически ровна. Пилигрим написан в анималистическом облике; к тому же он безглав, но, как ни странно, не выглядит изуродованным или незавершенным. На его спине — крохотное озеро среди скал, а над озером возносится Цитадель, самосиянная в неожиданно ночном, по-пустынному темном небе, среди звезд. Сам Пилигрим — это целый мир, «малый мир», микрокосм герметического учения. Его фигура в живописном пространстве картины работает как мощная вертикальная доминанта, и, наверное, поэтому движение Пилигрима по-особому статично. Может быть, он уже обрел то, чего взыскует, — обрел в Цитадели микрокосма? Ведь «малый мир» герметизма вмещает «Мир Великий»: они суть одно… «Пилигрим» Андрея Некрасова — это, по существу, тоже Аркан, гармоничное в своей завершенности Таинство, «кирпичик» многомерного духовного бытия. Исследуя эту картину, уже не удивляешься, что художник решил воплотить некоторые итоги своих изысканий и в серии «настоящих» Арканов — в «Эзотерической Колоде». Ее идея родилась еще в конце 1980-х годов. Работа далека до завершения, хотя и в уже законченные Арканы вложены итоги многих лет исследования эзотерической математики. К «Эзотерической Колоде» примыкает (отчасти поясняя ее) родственная, по технике и символическому содержанию, работа «Через Тернеры к Звездам» (1999). Ясен, впрочем, общий план «Колоды»: это будет действительно набор Младших Арканов — тех самых, что известны и в обиходном варианте, в котором они зовутся просто игральными картами. Но отличие от обычной колоды в данном случае поистине безмерно. Дело, разумеется, не только в большом размере графических листов: 50 х 70 см. Взглянув на эти работы Андрея Некрасова впервые, многие скажут, что это и не Арканы вовсе: где же тут Короли, Дамы и Валеты кубков, мечей и так далее? Вместо них — странные фигуры очень серьезных и, несомненно, разумных животных… Да и о простых картах напоминают разве что знакомые обозначения в уголках этих графических листов (оформление карт — буквы, орнамент — разработал художник Ренат Зонтиков из группы «Серреневый Валеандр», еще в 1990 году). Начинаешь вглядываться повнимательнее — и возникает странное чувство, будто рассматриваешь не произведение современного искусства, а загадочную символическую иллюстрацию к мудрому средневековому трактату, который и специалистам-то ясен лишь отчасти. Сам Андрей Некрасов мало говорит о сути изображенного. И это не поза гордого художника — в этом и заключается эзотеризм Арканов и тех учений, которые за ними скрываются. Повторяю: это и в самом деле не то общедоступное псевдо-тайноведение, которое бьет в глаза с обложек многих современных печатных изданий, вроде бы толкующих о тех же самых предметах. Нет, не о тех же! Прислушайтесь к тому немногому, что автор счел возможным раскрыть. В осмыслении этих Арканов существенно, что это — итоги наработок в области именно сакральной математики; потому и буквы (в том числе древнееврейские), включенные в состав графической композиции, имеют, как правило, неслучайное числовое значение. В определенном смысле это задает каббалистическую направленность, хотя символика Арканов ею не исчерпывается. Поэтому Арканы невозможно вполне разгадать, допустим, с помощью известной, по преимуществу каббалистической, колоды Герметического Таро, разработанной в знаменитом ордене Золотой Зари: это было бы слишком просто. Возможно, кто-то захочет подойти к постижению Арканов Андрея Некрасова, освоив символику работы «Через Тернеры к Звездам»: само ее название содержит в себе указание на определенный путь. Да и отдельные части композиции явно поддаются истолкованию (разумеется, лишь до определенного уровня). Например, так называемые магические квадраты: они вполне узнаваемы (и здесь, и в Арканах «Эзотерической Колоды»). Из открытой книги вылетают 22 буквы древнееврейского алфавита и становятся значками нот; минуют Мышь — и превращаются в птиц. А птицы трансформируются снова в буквы, но уже иные — в знаки герметической («ангелической») криптографии. Из них складывается надпись в левом верхнем углу, и прочитать ее может каждый, кто не поленится разыскать в книгах этот алфавит. Но так и быть, подскажем: это известный (благодаря теософам) санскритский девиз — SATYAT NASTI PARO DHARMAH, «Нет религии выше Истины». Естественно, каждый увидит, что самая заметная фигура в работе «Через Тернеры к Звездам» — это Мышь. Но она с крылышками! Этот образ есть и в других произведениях Андрея Некрасова (в том числе в Арканах «Эзотерической Колоды»); на Мыши художник, по его собственным словам, шлифовал технику в более ранних графических циклах… Легко узнаваемы 18-й Аркан традиционного Старшего Таро (слева внизу); песочные часы со Сфинксом внутри; без всяких инициатических познаний можно прочитать и перевести латинские слова посреди магических квадратов: TACERE, POTERE, AUDERE, SCIRE — «Молчать. Мочь. Дерзать. Знать». Но что же все это значит? Ключ к тайне держит в когтистых лапках крылатая Мышь. Замочная скважина для ключа сокрыта под магическими квадратами. Краб (справа внизу) — герметический символ Солнца. И это все, что художник считает возможным сказать. Многое откроется в сопоставлении с другими Арканами, когда они будут закончены — и обязательно показаны на одной из выставок. Это время уже не за горами."

Журнал "Пробуждение Сознания" 09.2009. Автор статьи Евгений Лазарев.

Журнал "Пробуждение Сознания" 09.2009.

Журнал "MOSCOW today & tomorrow" ("МОСКВА сегодня и завтра") 02.2010

Журнал "MOSCOW today & tomorrow" ("МОСКВА сегодня и завтра") 02.2010

Журнал "MOSCOW today & tomorrow" ("МОСКВА сегодня и завтра") 02.2010

Журнал "MOSCOW today & tomorrow" ("МОСКВА сегодня и завтра") 02.2010

22 июля 2009 года, в день Великого Солнечного затмения, самого продолжительного затмения XXI века, в Москве произошло грандиозное Событие: на Арт-Небосводе воссияла новая ярчайшая Звезда - "Международный Центр Искусств Андрея Некрасова". И вот, во всем своем великолепии, подобно разноцветным протуберанцам, из недр Глобального Подсознания, в наш Мир сквозь призму человеческого воображения вырвались Гейзеры - "Гейзеры Подсознания-3", новый, самостоятельный, Авангардно-Сюрреалистическо-Эзотерический Арт-Проект всемирно известного художника-сюрреалиста, галериста и эзотерика Андрея Некрасова. Шестьдесят Талантов, 60 неординарных самобытных творческих Личностей: сюрреалисты, авангардисты, эзотерики, символисты, абстракционисты, мистики России и стран СНГ, многие из которых - люди совершенно разных, порой диаметрально противоположных религиозных взглядов и убеждений, объединились здесь, в самом сердце Москвы, в 4-х зальном Пространстве Катакомбы знаменитой "Галереи на Солянке", дабы не только выставить на всеобщее обозрение свои Творения, но и наглядно продемонстрировать мирное сосуществование двух Полюсов: Белого и Черного, Света и Тьмы, Дня и Ночи, Тепла и Холода, Небосвода и Бездны, Сознания и Подсознания... Ни это ли и есть Великая Вселенская Гармония!.. Великий символ Инь-Ян! Только здесь, на знаменитых "Гейзерах", можно увидеть, как "ангелы" с "демонами" пьют на брудершафт, звонко чокаясь пробирками, наполненными алым ликером. Как под гром африканских барабанов и рев алтайского горлового пения, на сцену вдруг поднимается хрупкое создание в кружевном белом платьице, и тонким, дрожащим от волнения голосом, начинает нараспев читать катрены Нострадамуса. Как участники и гости, опьяненные ритмом, вдруг сами садятся за барабаны, как пускаются в пляс журналисты... Таковы традиционные презентации Проекта. И на этот раз "Гейзеры" не изменили своим "правилам". Знаковыми событиями вернисажа стали уникальный сюрреалистический фуршет и боди-арт. Столы покрыли пододеяльниками и простынями. Было сварено, почищено и уложено в контейнер для игрушек четыреста яиц (и - о, мистика! - пришло именно 400 человек!..). Майонез для яиц был подан в клизмах. Пять ананасов символизировали священную Пентаграмму, а арбузы, утыканные шпажками, с нанизанными на них оливками, напоминали каких-то причудливых морских животных. Каждый банан нес в себе информацию - слово. Любой из гостей мог подписать его черным маркером. Красное вино было разлито по ведрам и лейкам. А белое пили из лабораторной посуды и... больничных "уток". В той же таре подавался и сок. Роль салфеток выполняли рулоны туалетной бумаги. Кровь (алый ликер) традиционно подавалась в пробирках, а хлеб заменили 324 теплых, румяных и очень вкусных домашних пирожка (с мясом, картошкой и капустой). Правда, на всякий случай, присутствовали еще и пять дисков лаваша. К сожалению, на клич, чтобы каждый из 60-ти участников принес с собой по одной, художественно оформленной, банке соленых огурцов, успели отозваться не все. Но зато какие это были банки!.. Раскрашенные, с бантами, обвязанные ветками, с колокольчиками... Боди-арт тоже был не совсем обычен - художники, участники Проекта, решили расписать полуобнаженные тела моделей, как дополнение к собственным, выставленным здесь, картинам. В той же цветовой гамме, стиле и направлении. Так неожиданно родилась новая традиция Арт-Проекта "Гейзеры Подсознания"! Торжественную Феерическую Презентацию Арт-Проекта Андрея Некрасова "Гейзеры Подсознания-3" открыл известный экстрасенс, исследователь аномальных явлений, антрополог Вячеслав Климов (Оракул), один из главных организаторов знаменитых эзотерических духовно-оздоровительных выставок "Новая Эра" и фестиваля "Этнолайф". Его соведущими были две очаровательные, полуобнаженные боди-арт модели. После этого началось выступление Театра Шаманских Мистерий "Камлат-Кам", в лице знаменитого писателя- эзотерика, ученого и Мастера шаманских Практик Эльвиля Оларда Диксона и его супруги Шончалай Ховенмей. Они исполнили зажигательный Этно-Эротический танец "Шаманский Трек". Затем на лестничную трибуну, один за другим, стали подниматься именитые личности и художники: в первую очередь, конечно же, сам Андрей Некрасов, вдохновитель и организатор "Гейзеров Подсознания"; скандально известная питерская художница Вера Донская-Хилько - автор портрета Андрея Некрасова, ставшего на этот раз афишей "Гейзеров"; эпатажный художник Павел Ляхов, основатель стиля Дарк-Модерн, взошел на помост вместе с расписанными им, подобно демоницам, моделями; Мастер-Учитель Рэйки, руководитель Центра Рэйки "Сияющий Свет", психолог и ясновидящая Светлана Качевская ниспослала на присутствующих Кристаллическую Энергию, а также дала формулу Вселенского Изобилия; Ирина Миславская, директор издающегося в США журнала "Пробуждение Сознания" (уникального проекта, совмещающего новейшие исследования науки, древней мудрости, логики и здравого смысла, не смотря на необычность предложенных в нем материалов) рассказала как о самом журнале, так и о возможностях сотрудничества с ним; знаменитый актер, сценарист, режиссер, поэт и бард Никита Джигурда исполнил свои новые стихи и песню, неожиданно завершив ее мантрой ОМ; всемирно известный полиглот-лингвозавр Вилли Мельников (человек, говорящий на 104 языках, занесенный в Книгу рекордов Гиннеса)показал свой знаменитый поэзо-перформанс: прочтение собственных стихотворений, сочиненных на различных современных и древних(!) языках в авторском жанре "лингвогобелена". Завершением торжественной части Вернисажа стало выступление музыканта Дмитрия Варыгина, виртуозного исполнителя на варгане (древнейшем шаманском инструменте) собственных композиций, включающих в себя как традиционные этнические элементы, так и ультрасовременный минимализм и скоростной этнотранс. До позднего вечера исполняли под гитары свои песни поэты-музыканты Марина Смирнова и Сергiй Хлудов. А традиционный "гейзеровский" барабанный гром, не умолкавший с самого начала открытия выставки, создавался на этот раз участниками Совместного проекта Школы африканских барабанов "SUN DRAMS", и это было как нельзя кстати, ибо жара в Катакомбах стояла поистине африканская. Выставка длилась 12 дней, ее посещаемость была неслыханной: 250-260 человек в день! На выставке были представлены живопись, графика, куклы, батик, инсталляция, скульптура, видео-арт, фотография. Среди 60-ти участников Арт-Проекта, как всегда, было и несколько только совсем начинающих художников. Это кредо Андрея Некрасова: дать возможность 3-4 молодым талантам поучаствовать в таком громком и престижном Проекте - выставить свои, пусть еще и не совсем зрелые, работы по соседству с маститыми корифеями сюрреализма, авангарда, символизма и других неформальных направлений в Искусстве. Кто знает, а вдруг именно с участия в "Гейзерах" начнется их восхождение на Арт-Небосвод XXI столетия?! Также, в рамках Арт-Проекта "Гейзеры Подсознания-3", "Международного Центра Искусств Андрея Некрасова", в Пространстве Катакомбы "Галереи на Солянке" проходили следующие Культурно-Эзотерические Мероприятия: 23 июля, 16:00-19:00 ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ. АНАСТАСИЯ 24 июля, 17:30-19:30 ЦЕНТР РЕЙКИ СВЕТЛАНЫ КАЧЕВСКОЙ "СИЯЮЩИЙ СВЕТ" 25 июля, 17:00-18:00 ИГОРЬ ДОБРОНРАВОВ. СОЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ 26 июля, 17:00-18:00 ДМИТРИЙ ВАРЫГИН. ВАРГАННАЯ МУЗЫКА. УРБАНИСТИЧЕСКИЙ ШАМАНИЗМ 28 июля, 17:00-18:00 ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЖУРНАЛА "ПРОБУЖДЕНИЕ СОЗНАНИЯ" 01 августа, 18:00-20:00 ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭЗОТЕРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА "ВЕДЫ" Подробная информация, фото и видео материалы об участниках данных Культурно-Эзотерических Мероприятий см. в Разделе ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ. Там же имеется информация об участниках Проекта, выступавших на ОТКРЫТИИ "ГЕЙЗЕРОВ": * Театр шаманских Мистерий "КАМЛАТ-КАМ". Этно-Эротический танец. ЭЛЬВИЛЬ ОЛАРД ДИКСОН и ШОНЧАЛАЙ ХОВЕНМЕЙ * ВИЛЛИ МЕЛЬНИКОВ (полиглот-лингвозавр) ПОЭЗО-ПЕРФОРМАНС .

Журнал "ИнфоПоток" 10.2009.

Газета "Diario de Coimbra" (Португалия) 25.10.2010.

Газета "Diario de Coimbra" (Португалия) 25.10.2010.

Англоязычная версия Журнала "MOSCOW today & tomorrow" ("МОСКВА сегодня и завтра") 10. 2009. Автор статьи корриспондент Журнала Ольга Камкина.

Англоязычная версия Журнала "MOSCOW today & tomorrow" ("МОСКВА сегодня и завтра") 10. 2009.

* НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
* ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ АНДРЕЯ НЕКРАСОВА
* МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР ИСКУССТВ АНДРЕЯ НЕКРАСОВА

Сайт создан в системе uCoz